Эвакуация – издевательство над водителями?

May 17, 2015

Виктор Травин, президент Коллегии правовой защиты автовладельцев, поведал общественности свое мнение относительно принудительной эвакуации. По его мнению, владелец транспортного средства должен, безусловно, заплатить штраф, выписанный за правонарушение, связанное с парковкой, но в то же время за ним должно быть закреплено право забрать свой автомобиль с места нарушения.

Эксперты в области права поделились своим мнением относительно принудительной эвакуации транспортных средств в случае неправильной парковки. Они полагают, что данная процедура является издевательской в отношении владельцев авто, и считают, что эта мера должна быть упрощена.

Все эвакуаторщики, в том числе и наша служба эвакуаторов (Сергиев посад), с осени прошлого года вынуждены работать под четким взором общественности, которая отслеживает все происходящее в этой сфере с особым пристрастием после случая с москвичом Константином Алтуховым. Напомним, Константин почти сутки держал оборону своего автомобиля, погруженного на эвакуатор, не давая тем самым транспортировать его на спецстоянку. Этот случай стал примером для целой плеяды подобных ситуаций.

Известны случаи, когда водители поступали по той же схеме: садились в автомобиль и не давали его увезти. Один инцидент закончился передачей автомобиля вместе с водителем сотрудникам полиции. Несколько других случаев, похожих между собой, были связаны с отчаянным поведением автомобилистов, штурмующих эвакуаторы: люди запрыгивали на спецтехнику даже тогда, когда она начинала свое движение (имеется соответствующая запись на видео).

Такое развитие событий с участием эвакуаторщиков и автовладельцев – уже не редкость. И это не просто домыслы, а свидетельства сотрудников полиции. В основном конфликты возникают там, где эвакуаторщики не признают право владельца машины забрать ее до того момента, когда спецтехника с погруженным транспортным средством нарушителя начала движение. Подобное право не прописано в законодательстве, но, по мнению многих специалистов, оно вполне логично в рамках существующих правил эвакуации.

«Шеф! Едем за тем эвакуатором!»

По мнению Виктора Травина, правила эвакуации по части прав автовладельца нужно менять. По всей видимости, совсем отменить принудительное перемещение транспорта на штрафстоянку нельзя, но зато можно предпринять попытку придать этой процедуре более либеральный характер. Административным кодексом предусмотрено задержание автомобиля только ровно до момента устранения причины его «ареста». Со слов Травина, вполне логично возвратить машину владельцу и тогда, когда он штурмует эвакуатор; и в том случае, если он перехватывает спецтехнику, отъехавшую метров на сто, и даже уже на подъезде к штрафстоянке. Такое решение проблемы вполне закономерно, ведь автомобиль – это имущество, которое должно быть возвращено.

Виктор уточняет, что в этом случае водитель, естественно, должен заплатить штраф, выписанный за нарушение правил парковки, и обязан оплатить услуги эвакуации, но зачем же ему преследовать свой автомобиль на борту спецтехники? Он должен и может воспользоваться правом забрать свое имущество здесь и сейчас.

Водитель совершает нарушение, и должен нести за это ответственность. С этим фактом никто не спорит. И если сам автовладелец признает свою вину и обязуется оплатить штраф и услуги эвакуатора, то для чего увозить его транспортное средство? Другими словами, эвакуаторщики могут потребовать оплату за погрузку, за разгрузку, за транспортировку, но для каких целей продолжать издевательство над автолюбителем, вынуждая его экстренно ловить такси и ехать по следам эвакуатора до спецстоянки, где ему, наконец, отдадут его же собственность. Подобная ситуация вызывает недоумение не только у правозащитников и экспертов в сфере дорожного движения, но и у всех адекватных людей.

Виктор Травин говорит о том, что необходима разработка специальной инструкции для водителей, которая будет предполагать возможность перехватить эвакуатор даже на полдороге и забрать свой автомобиль при условии согласия оплатить услуги службы эвакуации. В противном случае автовладельцы так и будут штурмовать погрузчики, везущие их машины в направлении штрафстоянки.

Необходимость единых правил очевидна

Леонид Ольшанский, вице-президент движения автомобилистов России, согласен со всеми тезисами, высказанными Виктором Травиным. Он также считает, что нынешняя процедура эвакуации больше похожа на стремление поиздеваться над автовладельцами. Недовольство действиями московских эвакуаторщиков набирает обороты. Транспортировка машины на спецстоянку целесообразна только в некоторых случаях. И если задача эвакуации – устранять причину пробок и транспорт, создающий различного рода помехи, то для чего нужна издевательская мера, заключающаяся в упорной транспортировке машины на специализированную стоянку буквально на глазах автовладельца. Автомобиль обязательно нужно передавать хозяину, раз штраф уже выписан, а услуги эвакуатора водитель готов оплатить. Для чего применять двойные санкции?

В итоге эксперты сходятся во мнении, что законодательство по части эвакуации автомобилей, припаркованных с нарушениями, требует упрощения и системного подхода, ведь правила должны быть едины для всех, вне зависимости от того, действует ли эвакуатор в Сергиевом Посаде, в Москве, или в Новосибирске.