Порядок и справедливость в эвакуации

Aug. 29, 2015

Государственная дума приняла в первом чтении проект закона, который обязывает региональные власти определять тарифные планы на услуги эвакуаторщиков с опорой на методику Федеральной службы по тарифам. Планируется определять стоимость эвакуации не в зависимости от мощности автомобиля (именно по такой схеме и устанавливаются цены в Москве), а в соответствии с массой эвакуируемой техники. К тому же, закон должен стать основой, которая урегулирует спорные вопросы определения тарифов в регионах (тарифы на эвакуацию в большинстве субъектов суд признал незаконными).

Госдума приняла поправки в статью 27.13 КоАП, в соответствии с которыми транспортировка и размещение автомобиля на штрафстоянке будут оплачиваться нарушителями ПДД в соответствии с тарифами, рассчитанными по методике Федеральной службы по тарифам (ФСТ). Стоит вспомнить тот факт, что в период 2013-2014 гг. активное использование эвакуаторов с целью транспортировки автомобилей на штрафстоянку было встречено крайне негативно автовладельцами. В основном недовольны работой эвакуаторщиков были автомобилисты Москвы. Причина недовольства – высокая стоимость услуг транспортировки машин на стоянку. В Москве тарифы на эту услугу колеблются в диапазоне от трех до пяти тысяч рублей. Другие субъекты РФ в качестве основы расчета стоимости работы эвакуаторщиков выбрали класс автомобиля или просто установили фиксированную стоимость, в то время как в столице цена колеблется в зависимости от мощности двигателя авто. Автомобилисты с помощью правозащитников пытались доказать абсурдность такого основания для расчета стоимости, но тогда добиться каких-либо изменений не удалось.

В результате правительство Российской Федерации решило установить одинаковые для всех правила расчета, которые и отразили в поправках в КоАП. Как только поправки будут приняты в окончательном варианте, Федеральная служба по тарифам согласует методику расчетов для субъектов. Как стало известно, за основу определения окончательной суммы будет взята масса транспортного средства, а не мощность его двигателя.

Есть и еще одна проблема, на решение которой направлен закон – коллизия правового характера, связанная с несовершенством КоАП, действующим на сегодняшний момент. Статья 27.13 гласит о том, что субъекты могут устанавливать порядок оплаты затрат на транспортировку хранение автомобилей, но вот определение непосредственно тарифов лежит в плоскости компетенции совершенно других органов. Законодатели полагают, что подобная формулировка кодекса не отвечает на вопрос о том, кто и в соответствии с какими актами права может и должен определять расценки на транспортировку и размещение автомобилей на штрафстоянке. Поскольку нет документа, четко регламентирующего эту сферу, недовольные граждане обращаются с подобными ситуациями в суд. Об этом говорится и в пояснительной записке к законопроекту. Суды областного значения не признают правомерность региональных тарифов. Большинство судов (порядка 79 областных судебных инстанций) уже обозначили свою позицию по данному вопросу, признав установленные тарифы на эвакуацию незаконными.

Стоит понимать, что такие судебные решения вовсе не значат, что транспортные средства нарушителей правил дорожного движения эвакуируют бесплатно. В некоторых областях (например, в Ивановской) решение суда относительно отмены тарифов на эвакуацию еще не вступило в силу. В этой практике есть случаи, когда судебные органы вставали на сторону власти, отклоняя жалобы граждан, касающиеся порядка оплаты расходов на транспортировку и хранение автомобилей.

В ФСТ заявляют, что регионы с нетерпением ждут момента, когда проект закона вступит в силу. Некоторые законодатели сожалеют, что поправки не внесли в предыдущий законопроект, имеющий непосредственное отношение к работе службы эвакуации.

Напомним, что совсем недавно стал действовать закон, который дает автовладельцам право вернуть свое транспортное средство, если эвакуатор еще не начал движение. По факту, машину можно вернуть сразу же, остается только оплатить штраф.

Если вы хотите и дальше быть в курсе всех законодательных инициатив, касающихся вопроса эвакуации транспортных средств, заходите на сайт нашей службы эвакуаторов в Сергиевом Посаде.